Привет! Сегодня я поделюсь еще одной статьей на тему сквоша - замечательной ракеточной игры, которая активно набирает популярность в России, и в которую я с большим удовольствием играю уже два года.
На этой страничке вы узнаете базовые правила и особенности сквоша. Я рекомендую просмотреть их перед первой игрой, чтобы не тратить на это время тренировки/игры. С этой базой можно отправляться на корт и осваивать навыки уже на практике. Я постаралась изложить информацию максимально емко и кратко, чтобы она была комфортной для начинающих игроков.
Идеальный вариант первого знакомства со сквошем - это вводная персональная тренировка. На нее можно пойти как самому, так и взять с собой друга. Крутые совместные воспоминания от нового опыта гарантированы)
Ниже по ссылке вы можете узнать подробности и записаться на персональную тренировку к профессиональному тренеру по сквошу Елисею Полуянову (14 место в российском рейтинге по сквошу, КМС по сквошу, МС по настолькому теннису).
Очки и матчи в сквоше
Матчи в сквоше длятся до победы игрока в двух или трех геймах. То есть максимально матч может состоять из 5 или 3 геймов. Чтобы выиграть в одном гейме, игроку нужно набрать 11 очков. При счете 10-10 игра продолжается до тех пор, пока один из игроков не вырвется вперед на 2 очка (например, 11:13, 14:16).
Сквош корт
Идем дальше. Давайте посмотрим, как в целом выглядит корт:
Помимо фронтальной и боковых стен, в игре также задействуется задняя стеклянная стена. Я выделила красным зоны, которые можно использовать во время игры. Если в теннисе удар, улетевший за линию, считается аутом, в сквоше он отскакивает от боковой стены/стекла, и игра продолжается. Это делает игру максимально динамичной ( за час игры в сквош можно сжечь 1000 ккал).
Аутом в сквоше считаются зоны, которые я выделила ниже. Это верхняя линия и все что выше нее, а также линия внизу фронтальной стены (тин) и зона под ней. При попадании в эти зоны игрок проигрывает очко.
Благодаря таким исходным, сквош - крайне вариативная и непредсказуемая стратегическая игра, где у вас есть очень большой простор для использования разнообразных решений.
Подача
Давайте поэтапно разберем особенности подачи в сквоше. При первом просмотре может показаться сложно, но на практике вы быстро освоитесь.
Разметка на полу корта нужна в первую очередь для подачи, давайте на нее посмотрим. Подача происходит из одного из квадратов подачи, их я выделила ниже. Во время подачи одна нога обязательно должна полностью находиться в квадрате.
Если игрок забирает несколько очков подряд, при каждой последующей подаче квадрат подачи меняется (правый - левый - правый и т.д.). Игрок сохраняет право подачи до тех пор пока не проиграет очко, тогда происходит переход и второй игрок может выбрать любой из квадратов для своей подачи.
Какой должна быть правильная подача? Давайте рассмотрим на подаче из правого квадрата.
1. Игрок стоит в квадрате подачи как минимум одной ногой полностью, перед ударом мяч нужно предварительно подбросить в воздух, как в теннисе;
2. Первый удар мяча должен быть во фронтальную стену выше средней линии. Эту зону я выделила красным;
3. Следующий отскок (отскоки) должны быть в зоне корта, которую я также выделила;
4. Вариативность подачи заключается в том, что после фронтальной стены мяч может удариться об боковую, и затем уже об пол. Или даже об боковую стену, потом об заднее стекло, и только потом об пол.
5. Соперник должен отбить мяч до второго его удара об пол. Это можно сделать после первого отскока мяча от пола, или не дожидаясь первого отскока вообще и ударить слету.
У каждого игрока есть по одной возможности подачи. Если подача не удалась, игрок проигрывает 1 очко.
Кстати, при первых играх в сквош с друзьями/тренером, правила правильной подачи можно договориться игнорировать и играть как получается. Дело в том, что подача получается не у всех сразу, часто нужно время, чтобы к ней привыкнуть.
Вот так будет выглядеть подача слева:
Как устроен розыгрыш
Давайте разберем, как проходит игра после подачи.
Первое, что может произойти:
1. Если игрок не подает подачу - он проигрывает очко;
2. Если игрок подает, и соперник не принимает подачу (было 2 отскока от пола/отбил мяч в аут) - соперник проигрывает очко.
Если подача и прием подачи состоялись, игра продолжается.
Для продолжения розыгрыша должны быть три момента:
1. Отбивая мяч, игрокам нужно хотя бы один раз попасть во фронтальную стену (не обязательно первым/единственным ударом) и не попасть в зоны аута;
2. Также игрокам нужно обязательно при приеме удара отбить его после первого отскока от пола или слету (не дожидаясь первого отскока);
3. *Момент для более продвинутых новичков, который следует отработать на практике и обсудить с тренером. В сквоше он случается часто, поэтому напишу о нем здесь, чтобы у вас было общее понимание. Игроки не должны создавать друг другу помехи для удара по мячу. В зависимости от степени помехи бывают ситуации под названием "LET" (в таком случае счет сохраняется и розыгрыш переигрывается) и "STROKE" ( более весомая ошибка, при которой очко получает игрок, которому создали помеху. Чтобы эти ситуации учли, игрок, которому создали помеху, должен показать что готов нанести удар, но не отбивать мяч.
Итак, подытожим. Розыгрыш заканчивается и игрок проигрывает очко, если:
1. он не подал/принял подачу;
2. он попал в зону аута;
3. мяч не коснулся фронтальной стены;
4. мяч ударился об пол 2 раза, то есть игрок не отбил мяч слету или после первого отскока от пола;
5. игрок создал помеху для удара соперника по мячу;
В целом базовой информации про устройство корта, подачу и розыгрыш уже достаточно, чтобы идти на тренировку. Дальше под умелым руководством тренера вы быстро освоитесь на корте и на практике все прочувствуете. Если вы хотите больше теории - ниже я расскажу про основные типы ударов в сквоше.
Основные удары в сквоше
В сквоше достаточно мало зон аута, а также перед ударом об пол мяч может несколько раз ударяться об стены (не случайно, а намерено). Это делает игру в сквош очень интересной, динамичной и вариативной. Тут есть много пространства, чтобы хитрить и делать неожиданные удары. Но все это будет со временем, а пока я хочу поделиться базовыми ударами в сквоше.
1. Драйв. Основной удар в сквоше. Драйв - удар, который после удара об фронтальную стену летит параллельно боковой стене. В идеале удар максимально прижат к боковой стене и летит в задний угол корта.
Я описала идеальную версию драйва, на деле он может отличаться от описания, например когда:
- из-за недостатка опыта и практики удар может быть не той длины/лететь не под тем углом;
- ситуация не позволяет удобно подойти к мячу и удар получается не такой выверенный.
2. Кросс. Удар из одной стороны корта в противоположную, например из левой части в правую.
3. Боуст. Удар, когда мяч сначала ударяется об боковую стену, и потом об фронтальную:
4. Дроп. Достаточно мягкий удар, который после удара об фронтальную стену падает в передней части корта:
5. Киллшот. Мощный и сильный атакующий удар, который ударяется об фронтальную стену максимально низко и близко к линии аута:
6. Лоб (свеча). Мягкий защитный удар, который после удара о фронтальную стену летит по навесной траектории в задний угол корта.
Вот и вся информация, которой я хотела сегодня поделиться. Обязательно попробуйте игру в сквош, тут никогда не бывает скучно, потому что:
1. вы постоянно будете ловить себя на мысли, что вы много чему научились, и впереди еще очень много нового, чему можно еще научиться;
2. даже на самом минимальном уровне игры все идет очень интересно и динамично.
Похожие статьи
ГДЕ ИГРАТЬ В СКВОШ В МОСКВЕ? 5 СКВОШ КЛУБОВ: МОСКВА, DRIVE И ДРУГИЕ
"Москва", "Drive" и другие клубы Москвы для игры в сквош. Общая информация о клубах и их особенности
РАКЕТКА ДЛЯ ИГРЫ В СКВОШ. КАК ВЫБРАТЬ РАКЕТКУ ДЛЯ СКВОША?
Обзор основных параметров ракеток для сквоша а также рекомендации по подбору ракетки
МАГАЗИН РАКЕТОК ДЛЯ СКВОША RACKET.RF
Head, Harrow, Dunlop, Tecnifibre и другие ракетки